Система Alfa
 

Какая КИС нужна предприятию атомной отрасли

16.06.2008

PC Week/RE №20 (626) 3 июня — 9 июня 2008

Тезис о том, что внедряя известную западную ERP-систему мы автоматически воспринимаем лучшие мировые бизнес-практики, повторяется настолько часто, что стал уже чуть ли не аксиомой. А ведь имеется немало отраслей, где модель ведения бизнеса в силу тех или иных обстоятельств весьма своеобразна, а сколько-нибудь существенное ее изменение попросту запрещено. Если же говорить об отечественных предприятиях ядерно-топливного цикла, то есть большие сомнения и относительно априорного превосходства западных практик планирования и управления над отечественными. Обо всем этом заставляет задуматься проект по внедрению на Сибирском химическом комбинате (СХК) “Системы Alfa” — комплексного ERP-решения, разработанного российской компанией “Информконтакт”.

История СХК, расположенного неподалеку от Томска в закрытом административно-территориальном образовании Северск, насчитывает более пятидесяти лет. Сегодня в его составе семь заводов, ТЭЦ, научно-исследовательское, а также ряд вспомогательных подразделений. Предприятие занимается в основном наработкой делящихся материалов (в том числе энергетического назначения). На комбинате трудится более 14 тыс. человек, а поскольку предприятие это градообразующее, то наряду с общехозяйственными задачами ему приходится решать и множество социальных. Благодаря успешному проведению конверсии оборонных производств, высокому качеству готовой продукции комбинат получил признание в России и за ее пределами. За последние годы у СХК установились тесные партнерские и деловые связи со многими отечественными и зарубежными компаниями, в том числе теми, что входят в созданную недавно госкорпорацию «Росатом». Продукция СХК поставляется в США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Нидерланды, Австрию, Швейцарию, Швецию, Японию, Южную Корею и Китай.

Предыстория

Пять лет назад на предприятии была разработана программа “Социально-экономическое и техническое развитие СХК в период 2003—2012 гг.”, в рамках которой поставлены такие цели, как удвоение объема выпуска продукции, обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности подразделений СХК и динамичного роста комбината в целом, ввод в действие замещающих производств в связи с реструктуризацией заводов комбината и конверсией ядерно-оборонного комплекса, повышение конкурентоспособности продукции комбината и продвижение ее на внешний и внутренний рынок. Для решения указанных задач предприятию нужна была современная система корпоративного управления.

Исходная информация для планирования приходит главным образом извне: объемы выпуска готовой продукции определяются на основании долгосрочных коммерческих договоров и, частично, госзаказа.

Информационная инфраструктура развивалась на СХК не одно десятилетие со времен создания в конце 1953 г. машиносчетной станции (предтечи современных вычислительных центров и ЦОДов). К середине 2003 г. большинство процессов, связанных с экономической деятельностью, были уже в той или иной мере автоматизированы, но эта автоматизация носила преимущественно “лоскутный” характер, а реализующее ее ПО разрабатывалось силами собственных программистов. В штате Управления информационных технологий и связи (УИТиС) СХК информационно-вычислительными вопросами занимаются около 110 человек, из них порядка тридцати программистов. Кроме того, в каждом подразделении есть свои разработчики, не подчиняющиеся УИТиС, были они и на некоторых заводах комбината. В ходе внедрения “Системы Alfa” из эксплуатации было выведено более 80 программ собственной разработки (со многими из них приходилось временно интегрироваться для обмена данными). К моменту завершения проекта наряду с “Системой Alfa” в эксплуатации оставались унаследованные приложения для управления закрытой частью основного производства, планирования графиков ремонтов производственного оборудования (ее замена на полноценную систему ТОиР Alfa-Equipment запланирована на 2008-2009 г.г.), расчета заработной платы и кадрового учета, а также все программы АСУТП.

Блоки КИС СХК на конец 2007 г.

Блоки КИС Сибирского химического комбината по состоянию на конец 2007 г.

Чем же руководствовались на СХК при выборе корпоративной информационной системы? На предприятиях комбината существуют технологические процессы и с непрерывным циклом (химические и разделительные производства, имеющие дело с делящимися материалами, генерация тепловой и электроэнергии), и с дискретным (химико-металлургическое производство, ремонтно-механические и приборные цеха). Кроме того, своя специфика имеется у научно-исследовательских подразделений, департаментов, предоставляющих услуги местной связи и осуществляющих грузовые и пассажирские автоперевозки, столовых, баз отдыха и т. п.

Особенности планирования

Основу экономики комбината составляют производства, которые работают с делящимися материалами. На сырьё и материалы приходится существенная доля в стоимости спецпродукции. При этом подавляющее большинство того, что связано с движением и переработкой делящихся материалов, относится к закрытой информации. Данная сфера очень жестко регламентирована и находится под усиленным контролем предприятия, отрасли и государства. Количество и местоположение источников сырья всегда достоверно известно (существуют федеральные системы учета и контроля), поставки осуществляются централизованно, а цена материалов регулируется государством.

 При выборе решения наряду с “Системой Alfa” рассматривались такие продукты, как SAP R/3, BAAN, “Эталон-Атом” и “Олимп”.

С учетом небольшой номенклатуры спецсырья процесс планирования этого ресурса принципиальной сложности не представляет, а его автоматизация средствами КИС затруднена в силу закрытости исходной информации и малоэффективна из-за объективного отсутствия каких-либо рычагов влияния на ключевые факторы такого рода со стороны предприятия (всё фиксированное: цены, номенклатура, объемы поставок и производства). В такой ситуации задача автоматизации оперативного производственного планирования является далеко не самой приоритетной. Но в том, что касается “традиционных” ресурсов, таких как обычные материалы и комплектующие, которые закупаются на открытом рынке, кадры, финансы и основные фонды, предприятию приходится решать те же вопросы, что стоят перед любой отечественной организацией. И именно на них в первую очередь должна быть нацелена система управления ресурсами СХК.

Исходная информация для планирования приходит главным образом извне: объемы выпуска готовой продукции определяются на основании долгосрочных коммерческих договоров и, частично, госзаказа. Жизненный цикл большинства планов составляет один год, причем перед началом года план утверждается и впоследствии изменениям подвергается мало. На вход системы управления ресурсами подается «Программа деятельности и развития производства», содержащая укрупненную информацию о финансовом планировании деятельности предприятия (планы производства, лимиты и т.п.). На основе данных этой программы в "Системе Alfa" формируется бюджет движения денежных средств, планируемые потребности в товарно-материальных ценностях и оборудовании, сметы производственных затрат. Именно эти планы служат основой для текущей деятельности СХК и позволяют анализировать использование ресурсов на комбинате. Что касается вспомогательных производств (например, ремонтно-механического завода), то их деятельность носит в основном позаказный характер.

С учетом вышесказанного на систему управления ресурсами комбината возлагались автоматизация и контроль ключевых бизнес-процессов (см. рис. 1), ведение оперативного учета (в том числе управленческого), планирование показателей по таким наиболее значимым направлениям, как движение денежных средств и смета затрат на производство. Планирование в рамках системы управления ресурсами позволяет реализовать стратегию, учет обеспечивает адекватное отражение конечного состояния ресурсов, автоматизация бизнес-процессов дает возможность оказывать управленческие воздействия, контрольные функции системы позволяют оценить, не выходит ли предприятие за установленные лимиты по использованию тех или иных ресурсов.

Выбор пути

С целью выбора наилучшего решения в 2003 г. был проведен открытый тендер. “Он проходил в два этапа, — рассказывает начальник Управления информационных технологий и связи СХК Владимир Клевцов. — Изначально наряду с “Системой Alfa” рассматривались такие известные продукты, как SAP R/3, BAAN, “Эталон-Атом” (разработка фирмы “Цефей”), “Олимп” (продукт компании “Росэкспертиза”). Все они к тому времени имели успешные внедрения в организациях «Росатома». По итогам этого этапа были отобраны три системы, подходившие как с точки зрения функциональности, так и цены: “Система Alfa”, “Олимп” и “Эталон-Атом”. Окончательный выбор в пользу первой из них объясняется тем, что функционально она наиболее полно подходила для такого крупного производственного предприятия, как СХК. Кроме базовых возможностей, имевшихся в других продуктах, в “Системе Alfa” реализованы функции по развернутому управлению договорами, финансами, поставками, сбытом и др.”.

Одна из причин, определивших выбор, состояла в том, что продукт поставляется в открытых кодах, с полностью документированной и описанной моделью данных. По мнению Владимира Клевцова, все это вкупе с типовыми механизмами адаптации приложения под специфику процессов СХК, не требующими изменения базового кода и данных, позволяет выстроить равноправные партнерские отношения с поставщиком и внедренцем (в данном случае в обеих ролях выступал “Информконтакт”), а также снизить совокупную стоимость владения продуктом. В ценовом отношении у Системы Alfa также были немалые преимущества. Среди них возможность приобретения корпоративной лицензии на неограниченное число пользователей: СХК она обошлась в 265 тыс. долл. Если учесть, что сегодня системой пользуются более тысячи сотрудников СХК, а в ближайшие годы это число планируется довести до полутора тысяч, указанная сумма выглядит весьма привлекательно. Еще 19% от стоимости должно ежегодно выплачиваться за техническую поддержку, но пока проект по развитию системы продолжается (а сегодня ситуация на СХК именно такова), поддержка оказывается бесплатно.

Переход СХК на Систему Alfa

Методология последовательного многоэтапного перехода СХК с унаследованных приложений на Систему Alfa

Какова масштабируемость “Системы Alfa”? Как считает Владимир Клевцов, до сих пор она определялась скорее мощностью серверной платформы, и после перехода с Windows Server на четырехпроцессорную систему HP RX под управлением HP-UX ERP-решение работает с большим запасом по производительности. По данным первого заместителя начальника департамента корпоративных проектов компании “Информконтакт” Игоря Рубцова, являющегося руководителем проекта на СХК, их собственное тестирование показывает, что “Система Alfa” способна поддерживать на данной платформе одновременную работу более 2 тыс. пользователей.

Плавное внедрение

Нередко при внедрении новой ERP-системы сначала настраивается весь ее функционал, после чего она в полном объеме запускается в эксплуатацию, а работа старой тут же прекращается. На первый взгляд такой подход кажется довольно быстрым и эффективным, поскольку декларируемые внедренцами сроки при этом достаточно малы. Бывает, однако, и так, что предприятие после подобного глобального запуска еще очень долго пребывает в состоянии глубокого шока, а для полной стабилизации его деятельности иногда требуется несколько лет. Взвесив все “за” и “против”, руководство комбината приняло решение настраивать и запускать отдельные функциональные блоки “Системы Alfa” последовательно. При этом до конца проекта параллельно должны сосуществовать отдельные части старого и нового решений (см. рисунок).

Требования к системе определялись не только в начале глобального проекта, но и перед стартом каждого отдельного этапа с учетом опыта, накопленного на предыдущих шагах.

Интеграцию между ними следовало обеспечить наиболее рациональным способом. С этой целью в самом начале проекта были интегрированы справочники структурных подразделений, сотрудников, ТМЦ и контрагентов, причем по первым двум справочникам центром ввода данных являлась унаследованная система, а по остальным — “Система Alfa”. Это позволило, в частности, автоматизировать обработку договоров уже через три месяца после начала работ и при этом по-прежнему осуществлять платежи с помощью старых приложений. Проект сразу планировался таким образом, чтобы в нем было время для глубокой методической проработки и длительной опытной эксплуатации каждого внедряемого функционального блока, создания технологических конвертеров данных. Важно и то, что требования к системе определялись не только в начале глобального проекта, а еще и перед стартом каждого отдельного этапа с учетом опыта, накопленного на предыдущих шагах. По мнению Игоря Рубцова, подобная стратегия позволяет более точно учесть все нюансы настройки системы автоматизации, избегать дестабилизации функционирования предприятия во время выполнения проекта и, если корректно оценивать суммарное время перехода к стабильной работе в новой КИС, способствует его завершению в более сжатые сроки. Последовательное внедрение позволяло также более гибко вести работы по развитию технологической архитектуры комбината, объединению локальных сетей структурных подразделений, установке клиентских рабочих мест на удаленных площадках и т. д.

Команда внедренцев, в которую входили пятнадцать сотрудников СХК и пять консультантов из “Информконтакта”, изначально вела работы сразу по двум направлениям: с одной стороны, осуществлялся перевод общего свода бухгалтерского учета и нормативно-справочной информации (НСИ) на новую технологическую платформу, а с другой — постепенно запускались “периферийные” участки, которые интегрировались с унаследованными прикладными системами (см. рис. 2). Уже в мае 2004 г. в постоянную эксплуатацию были сданы модули учета договоров (в дальнейшем была развернута полнофункциональная подсистема управления договорной деятельностью) и финансовых заявок, а также сводная главная книга. До конца этого же года были автоматизированы управление финансами, учет услуг сторонних организаций, основных средств и нематериальных активов. К осени 2005-го, после ввода в действие подсистем сбора производственных затрат и учета реализации готовой продукции и услуг, в создаваемой КИС уже была сосредоточена вся необходимая информация для решения ключевых задач — ведения расчетов, управления затратами и формирования финансовых результатов. Так поэтапно разворачивались все новые функциональные блоки, и в ноябре 2007 г. КИС была построена.

Сегодня в “Системе Alfa” своевременно формируются и хранятся все операции по движению ресурсов начиная с первичного документа и заканчивая проводками в бухгалтерском и налоговом учете, выстроены автоматизированные механизмы контроля большинства ключевых операций. Информация хранится централизованно в единой базе данных и доступна с любого рабочего места, при этом ввод первичных документов производится преимущественно в местах их возникновения. Основные работы по развитию и расширению системы решаются ИТ-специалистами комбината с использованием стандартной технической поддержки и консультаций со стороны вендора.

 

 


 
< предыдущая   | к началу | следующая >  

Читайте о нас