Система Alfa
 

Со сканером по цеху

11.11.2016

 
«Голыми руками ежа не ухватишь»
(Русская народная пословица)

Классическое изречение Архимеда «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!»  содержит в себе не только явное упоминание о требуемой точке, но и не совсем явное об инструменте - том самом рычаге, с помощью которого можно сдвинуть Землю, и без которого все это мероприятие было бы невозможным. Так и в производстве – мы зачастую много внимания уделяем проблемам планирования, сложным расчетным алгоритмам, автоматизированным процедурам контроля и забываем, что в основе всегда лежит правильный инструмент - учет. Без него - и планировать нельзя, и контролировать не получится.

Что мы обычно хотим от учета? Чтобы он был максимально простым, детальным, оперативным, чтобы было меньше ошибок и, что самое важное, – чтобы процедуры сбора данных не стали для предприятия дороже, чем сами данные. И чем масштабнее объект учета, тем сложнее соблюсти все эти условия.

Именно такая задача стояла перед нами в процессе выполнения работ по участку «Учет движения деталей и сборочных единиц» на АО «ГОЗ Обуховский завод». Помимо прочего, нужно было обеспечить прозрачный учет движения полуфабрикатов и готовых ДСЕ между цехами. На первый взгляд, ничего сложного – вбивай накладные на перемещения да собирай сводные отчеты. На практике же все оказалось не так просто. Во-первых, масштабы – это производственные комплексы и подразделения, включающие в себя механические, сборочные, литейные и деревообрабатывающие цеха, инструментальное, гальваническое и термическое производства. Во-вторых, большой объем номенклатуры (предприятие выпускает сложные изделия, состоящие из нескольких десятков тысяч деталей и комплектующих), часть из которой даже не была зарегистрирована в едином справочнике – к моменту начала работ еще не в полном объеме эксплуатировалась PDM система. В-третьих, сложившиеся привычки – до этого никакой автоматизации в производственных цехах не было, и весь учет велся в бумажных журналах и накладных.

В этих условиях нужно было наладить систему учета. Не будем описывать все перипетии в области организации процессов и налаживании дисциплины, обратим внимание на инструмент, без которого решение задачи было бы невозможным. В нашем случае – на средство «малой автоматизации», а именно сканер штрихкодов.

И может не так был бы важен этот инструмент, если бы не требования к детальности учета: между цехами двигается не просто номенклатура в сводном количестве, а множество самостоятельных партий ДСЕ, каждая из которых описывается сопроводительным документом – маршрутным листом. Маршрутный лист формируется диспетчером цеха в Системе Alfa на каждую запускаемую партию ДСЕ и содержит в себе информацию о номенклатуре, изготавливаемом количестве, учетных шифрах для отнесения затрат и маршруте – последовательном перечне цехов, в которых будет происходить обработка ДСЕ.  Для ускорения учетных процедур на каждом маршрутном листе печатается свой уникальный штрихкод, идентифицирующий его в информационной системе.

По мере выпуска цехом продукции она вместе с маршрутными листами накапливается на отведенном месте хранения. Далее на регулярной основе производится отправка ДСЕ автомобильным транспортом в цеха потребители. Таким образом, каждое перемещение между цехами – это множество маршрутных листов, в каждом из которых свои номенклатура и количество. Конечно, такое внутреннее перемещение можно оформить и вручную, однако вероятность ошибки значительно выше, да и времени на внесение каждой позиции придется потратить больше.

Поэтому для упрощения работы применяются сканеры штрихкодов. При отправке ДСЕ из цеха достаточно провести по каждому маршрутному листу сканером, и он будет включен в опись – сводный документ, содержащий все отправляемые листы. Остается сверить фактическое количество деталей с учетным (внесенным в маршрутный лист) и можно печатать документы на перемещение в следующий цех.


Диспетчер, ответственный за поступление ДСЕ в цех (участок цеха), получив сопроводительные документы вместе с ДСЕ, сканирует поступившие маршрутные листы, и в системе автоматически подтверждается факт поступления ДСЕ в его зону ответственности.

В настоящий момент сканерами штрихкодов оборудованы большинство рабочих мест специалистов, ведущих фактический учет движения ДСЕ – диспетчеров цехов, участков, кладовщиков. Что дает их применение? Возможность обрабатывать информацию быстро и с минимальным количеством ошибок. Достигается столь необходимая простота и оперативность учета.

Как отметил заместитель генерального директора АО «ГОЗ» по производству – начальник производственного департамента Ю.В. Долганов: «В результате выполнения работ по блоку «Учет движения ДСЕ» удалось организовать производственную информационную систему, которая позволяет в реальном времени получать информацию о фактически списанном в производство материале, месте нахождения заготовки или детали на сладах цехов и участков, а также о факте изготовления ДСЕ, контроля ОТК и их перемещении. Резко сократилось время для предоставления отчетной информации во все заинтересованные службы завода».

 В дальнейших планах – организовать аналогичным образом пооперационный производственный учет на базе Системы Alfa по всей цепочке – начиная от служб ОТК и заканчивая оперативным учетом исполнения операций непосредственно на рабочих местах. Тем самым будет продолжен курс на создание реально работающего бережливого производства, основа которого - внимательное отношение как ко времени работы оборудования, так и к рабочему времени сотрудников.


 
< предыдущая   | к началу | следующая >  

Читайте о нас
Информация