Система Alfa
 

Диспетчерская доска – монитор здоровья производства

06.03.2017

Лучше предупредить, чем лечить.

Управление производством без адекватной информации похоже на бег с завязанными глазами: во-первых, никогда не знаешь, что ждет тебя на следующем шаге, во-вторых, при встрече с препятствием неясно, с какой стороны его обходить. Поэтому ключевая задача информационной системы – показать актуальную картину происходящего. Причем с разных точек зрения для разных потребителей. Одним нужна крупномасштабная интерактивная карта, другим – оперативная панель приборов с ключевыми показателями. Для успешного достижения такой цели нужно решить две задачи: обеспечить оперативный сбор данных и правильно эти данные показать. В данной заметке мы не будем останавливаться на сложностях первой задачи (хотя без этого нет и предмета для визуализации), а поговорим об инструменте контроля и управления. Причем только для конкретного применения – диспетчирования на уровне цеха.

На этом уровне нам нужно знать главное: план производства, обеспеченность ресурсами и разнообразные отклонения. И отклонения не столько фактически накопленные, сколько потенциальные, прогнозные. Так как диспетчер (проводя аналогию с медициной) - это в большей степени терапевт, проводящий профилактику и диагностирующий болезнь на начальной стадии, чем патологоанатом, выясняющий причины случившегося. С этой точки зрения информационная система должна помогать ему следить за «здоровьем» пациента производства, контролируя как минимум его температуру (обеспечение ресурсами), давление (нагрузку на мощности) и сердечный ритм (темп изготовления), а как максимум и массу более сложных показателей, дающих уверенность, что все в порядке.

Понимая это, мы уделяем огромное внимание инструментам, предлагаемым для специалистов цехового уровня. Одним из них является специализированный интерфейс управления «Диспетчерская доска». Его цель – во-первых, саккумулировать в одном месте все ключевые показатели цеха в разрезе выпускаемой номенклатуры ДСЕ, во-вторых, стать службой «одного окна» для выполнения всех типовых действий. Итак, расскажем поподробнее, что же в ней присутствует.

Основа визуализации – номенклатурный план цеха (точнее диспетчерского центра – иногда это может быть и несколько цехов, а иногда и отдельный участок). При этом если одна и та же позиция попадает в цех несколько раз, то она так и отобразится – в разрезе цехозаходов. Таким образом, открыв Диспетчерскую доску, мы увидим перечень всех номенклатурных позиций, которые нам необходимо произвести. Очевидно, что на серьезном производстве это тысячи и десятки тысяч позиций, разбираться в которых, мягко говоря, непросто. Поэтому нужны простые и понятные маркеры, фокусирующие внимание диспетчера на первоочередных задачах. И они есть:

  • во-первых, это развитая система фильтрации, позволяющая отсечь все несущественное – к этому перечню в первую очередь относятся сданные позиции и позиции, запуск которых будет не в ближайшее время (очевидно, что «степень близости» - временной горизонт управления - определяется самим диспетчером).
  • во-вторых, это сортировка – в начале списка показываются позиции, требующие приоритетного внимания. По умолчанию, первым параметром сортировки является выраженный в календарных днях срок, оставшийся до начала изготовления ДСЕ. Для этого для каждой позиции рассчитывается и визуализируется блок показателей, определяющих отклонения и опережения к плановым датам запуска и выпуска. Это основа для быстрого диагноза: видим только плюсы - значит есть запас времени; видим минусы – значит где-то накапливается отставание от графика и пришло время «назначать процедуры».
  • в-третьих, это цветовая дифференциация – в зависимости от значений показателей каждая позиция будет иметь свой цвет. Например, серый –  рано еще о чем-то задумываться, зеленый - все хорошо, оранжевый – нужно обратить внимание на позицию, красный – проблема уже серьезная. При этом сам порядок окраски может зависеть не от одного показателя, а от совокупности нескольких: например, можно учесть обеспеченность материалами, наличие специализированной оснастки и опережение/отставание от плановой даты выпуска.


В результате использования всех перечисленных методов перед диспетчером формируется понятная очередь задач (позиций плана, требующих внимания), основанная на реальных и оперативных данных. Далее по каждой позиции можно получить максимально подробную информацию. Перечислим основные группы данных:

  • Обеспеченность МТР: насколько позиция обеспечена материалами, комплектующими, оснасткой. Все ли готово к производству. Достаточен ли запас МТР.
  • Временные: плановые даты, разнообразные отклонения и опережения.
  • Документация: спецификации состава, технологические и маршрутно-сопроводительные документы.
  • Исполнение: какие операции уже выполнены, сколько выпущено готовых ДСЕ, есть ли брак.

Кроме того, как элемент комплексной системы визуализации производственных данных Диспетчерская доска позволяет быстро перейти к другим инструментам управления: например, опуститься на операционный уровень (интерфейс «Операционный план») или, наоборот, подняться выше (интерфейс «Производственная программа»).

Однако и это не все, что предоставляет Диспетчерская доска пользователю. Как уже говорилось, это инструмент, решающий две задачи: визуализация и выполнение типовых операций. Поэтому скажем немного и про доступные диспетчеру действия.

  • Во-первых - это оформление маршрутно-сопроводительных документов на партию ДСЕ (маршрутных листов, сопроводительных листов и т.д.) для ее запуска в производство.
  • Во-вторых - это распорядительные команды, связанные с движением партии ДСЕ: запуск, приостановка, выпуск на склад, разделение партии. При этом отдельные операции можно выполнить для нескольких позиций сразу: например, осуществить запуск головной позиции одновременно со всеми входящими в нее подсборками и деталями.
  • В-третьих – это манипулирование материально-техническими ресурсами, например, резервирование на складах под конкретные плановые позиции.

Таким образом, Диспетчерская доска - это не просто визуализация плана производства (наподобие простой бумажной распечатки), а полноценный инструмент, реально помогающий диспетчеру не только мониторить состояние, но и управлять «здоровьем» вверенного ему «пациента».

Алексей Мартьянов,
заместитель начальника департамента
корпоративных проектов Компании Информконтакт.


 
< предыдущая   | к началу | следующая >  

Читайте о нас
Информация