Шагнуть за горизонт

29.05.2018

Цикл статей, посвященный
управлению себестоимостью продукции,
Статья 1.

Как предсказать будущее собственного предприятия

Мы живем в эпоху перемен с ее финансовыми кризисами, политическими скандалами, природными и техногенными катастрофами. Постоянные перемены происходят и в экономической жизни — всё меняется каждый год и даже месяц. Перемены могут быть предсказуемыми, а могут — совсем неожиданными.

В таких условиях крупным предприятиям жизненно необходима «машина предсказаний», которая даст ориентиры в светлое будущее. Системы мониторинга и анализа, инструменты прогнозирования — без этого сложно представить работу современного производства.

Что волнует производителей


Светлое будущее для предприятий наступит, если они получат ответ на самый важный вопрос: что и в каких объемах нужно производить сейчас, в ближайшее время и в разумно отдаленной перспективе. Цель — получить максимальную прибыль при минимуме издержек.

Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно опираться на себестоимость продукции в прошлом, настоящем и в разных условиях будущего.

В современном обществе научились рассчитывать, как изменится цена на материальные ресурсы, тарифы на услуги, сколько нужно будет платить разным сотрудникам. Расчеты ведутся на определенные промежутки времени с определенной достоверностью.

Влиять на будущее могут сами предприятия. Например, создавать запасы материалов, использовать более доступные по цене аналоги, модернизировать технологии и производственную базу. Всё это позволит снизить материалоемкость и трудоемкость производства.

Наступит ли светлое будущее


Если однозначного представления о будущем нет, то предпринимателю приходится выбирать возможные сценарии. И выбор нужно делать не из вариантов «всё будет хорошо» или «всё будет плохо», а из целого спектра вероятных картин.

Главная сложность в том, что возможные сценарии будущего должны укладываться в определенные существующие параметры. Предпринимателю придется выбирать некий набор таких сценариев, сформированных из вариативных параметров.

Но на этом сложности не заканчиваются. Даже если удалось определиться со сценарием, его нужно сложить в картину себестоимости продукции — значит, и цены реализации. По сути, предприниматель должен определиться с алгоритмом расчета на основании параметров сценария статей калькуляции себестоимости для каждого горизонта планирования, для каждого вида продукции, даже для каждой группы заказчиков.

Получается, у одного производителя может быть несколько типов калькуляции. При каждом типе себестоимость и цены реализации будут рассчитываться по-разному, хотя и базироваться на одних и тех же показателях.

Отметим, что формулы в типах калькуляции опираются на различные экономические показатели. Одни устанавливаются законодательно, утверждаются отраслевыми или корпоративными документами, другие — определяются путем расчетов или при анализе экономических моделей предприятия и данных о затратах.

Что говорит «машина предсказаний»


Всё, о чем мы говорили выше, подводит к главной мысли — для каждого продукта предприниматель получает не один ответ, а великое множество вариантов. В этой двумерной матрице ответов одно измерение — набор сценариев для расчета калькуляции, а другое — набор используемых типов калькуляций.

Все эти данные позволяют предприятиям сделать выводы об оптимальном сценарии будущего и разобраться в наиболее выгодных условиях реализации продукции.

Если собрать полученные матрицы стоимостей для всех групп и видов продукции, то можно провести глубокий анализ: что, в каком объеме и при каком портфеле заказов предприятию выгоднее всего производить.

Как работает «машина предсказаний»


На всех предприятиях хранятся данные о составе изделий, технологий производства с указанием нормативной трудоемкости производственных операций. Проанализировав как простые детали, входящие в изделие, так и сложные сборки, а в итоге и само изделие, можно получить значения материальной и трудовой составляющих себестоимости.

При выборе определенного типа калькуляции и сценария для любого изделия и его деталей можно выстроить нормативно-плановые калькуляции — рассчитать себестоимость и цену реализации.

Получается, выбирая различные типы калькуляций, перебирая возможные сценарии для каждого изделия мы и получаем ту самую матрицу стоимости. Именно она позволит нам правильно вести переговоры и заключать выгодные контракты.

Этот подход также позволяет быстро и эффективно проводить уточнение калькуляций в случае существенных изменений или наступления договорных сроков уточнения — раз в квартал, год или за квартал до окончания срока договора. При этом можно учитывать данные фактически понесенных затрат. Эти данные также можно применять и для уточнения экономических показателей — чтобы использовать их в следующих циклах планирования.

В этом подходе работает и принцип обратной связи. Например, данные фактически понесенных затрат можно использовать для уточнения экономической модели предприятия.

Что в итоге


Задача планирования затрат для предприятий не является невозможной, но сложна своим объемом. Производимые изделия могут содержать в составе десятки тысяч деталей, тысячи общеприменимых номенклатур. Всё это требует особого подхода к процессу обработки и хранения информации.

Важно, чтобы при разработке программного обеспечения для предприятия создавались удобные форматы представления данных с развитыми и понятными механизмами отбора и анализа.


 Главный эксперт по информационным технологиям
ЗАО «Компания Информконтакт»
Крылов А. В.



 
< предыдущая   | к началу | следующая >  

Читайте о нас